• +7 (985) 644 5981
  • Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

7 уроков о Счастье и Несчастье от Жанны Завьяловой

Урок 1. Здоровая или невротическая личность

Каждый ли человек, желающий быть счастливым, может создать себе состояние счастья?

Как клинический психолог скажу: «Нет, не каждый. Только человек с психически здоровой личностью может чувствовать состояние счастья. А бывают ещё невротические личности. И у них другие состояния».

Невротическая личность притягивает к себе другие невротические личности, и они вступают во взаимоотношения по законам невроза. И им неинтересно с психологически здоровыми личностями. Потому что не получается строить отношения по невротическому сценарию. Сценарий рассыпается, и интерес к человеку падает.

А каков, собственно, невротический сценарий? Который заменяет собой и счастье, и смысл жизни и успех?

Его описал Карпман. Есть три роли в этом сценарии: роль жертвы, роль агрессора и роль спасителя. И когда человек меняет свою одну (любую роль) на другую (тоже неважно какую), то выделяется огромное количество психической энергии, и это и есть суррогат, заменяющий счастье и смысл жизни. Так человек всю жизнь бегает по кругу или по треугольнику - потому что роли три, то и назван этот феномен Треугольник Карпмана.

Если вы знакомитесь с новым человеком, а он вас обвиняет, то есть шанс, что он просто хочет с вами построить отношения по типу: он - агрессор, а вы - жертва. Если вы при этом испытаете чувство вины - вы вступили в невротические отношения. Если гнев, а он вдруг резко сдал и показывает вам какой ущерб вы ему причинили, то тоже вы вступили в невротические отношения, где вы - агрессор, а он - жертва. Если вы опять испытаете нечто типа раскаяния, значит вам навязали роль спасителя.

Такие отношения действуют весьма разрушительно для психики и зачастую являются поглощающими все время и все силы. А толку от них мало - нет результата. Зато интересно, захватывающе с массой сильных  впечатлений. Но если вас такие отношения опустошают, то выходите из них.

Как выйти из таких отношений? Наработать внутреннего свидетеля. Это когда вы можете на всю ситуацию в целом и на самого себя посмотреть со стороны. Такой философский взгляд даёт вам точку опоры внутри себя вне зависимости от эмоций. Позволяет увидеть ситуацию с точки зрения ваших ценностей и миссии. И решить разумно - что делать дальше.

Невротика невозможно перевоспитать, бесполезно стараться поменять его поведение. Однако невроз можно снять на психотерапевтической сессии. Но на это должно быть желание самой невротической личности.

Одно скажу. Хотите счастья - снимите свой травматический опыт, наработайте внутреннего свидетеля и общайтесь, стройте отношения с психологически здоровыми личностями.  И юмор вам в помощь. Человек, который может посмеяться над собой - точно не невротическая личность.

Урок 2 - человек - субъект или объект?

Казалось бы, что за вопрос? Попятное дело, живой человек - субъект. Но! Мы живём в обществе, входим в те или иные системы отношений. И другие люди принимают решения и ставят нас перед фактом, не всегда спрашивая наше мнение и как мы к этому относимся.

Каждый раз, когда кто-либо принимает решение, которое влияет на нас и не согласовывает решение и его последствия с нами, он ставит нас в позицию объекта. По сути это вид морального насилия. Даже если это из лучших побуждений. Потому что наша свобода воли при этом игнорируется. Нас пытаются двигать, как мебель.

При чем здесь счастье, можете спросить вы? Ну, мы не можем реализовать в таких отношениях свою внутреннюю природу. Поэтому не можем быть счастливыми, реализованными, самими собой.

И тогда у нас включаются механизмы защиты. И, вместо того, чтобы пребывать в бытии и благодарности, мы сопротивляемся, вступаем в борьбу, или чувствуем себя подавленными. Выученная беспомощность - как раз возникает, когда нас хронически ставят в позицию объекта и мы не знаем/ не умеем изменить ситуацию.

Что же делать?

На самом деле общество уже придумало массу решений.

1. В бизнесе, например, это договор. Стороны его внимательно читают, при необходимости вносят изменения об условия. И подписывают только когда согласны. Здесь каждая сторона - субъект деятельности. Не согласен с условиями - не подписывай.

2. Во взаимоотношениях мужчина-женщина договор устный. Мы каждый раз заново передоговариваемся. Да, если источник договора - душа и решение принято из любви, то субъектность также учитывается. Но бывают решения, принятые из Эго. Эго - это по сути хотелка, которая никого, кроме своих личных желаний, не учитывает. И вот тогда начинаются манипуляции. Отношение к другому как к ресурсу, который просто нужно правильно использовать. В этом случае мы удаляемся от счастья и от любви далеко-далеко.

3. Чтобы распознать, как с нами обращаются, достаточно взять паузу, подышать медленно и глубоко и прислушаться к ощущениям своего тела. Тело словно радар - оно ловит все сигналы, даже те, которые пропустил наш ум. Если вы от решения и договорённостей ощущаете наполненность, вдохновение, кураж, значит это решение ведёт вас к счастью. Если опустошённость, сжатие, неприятное щемящее чувство - жмите СТОП. Это признак попадания в в манипулятивные отношения

Ещё академик Асмолов сказал: «Мы можем не видеть и не понимать манипуляцию, но мы всегда чувствуем боль от суггестии»

4. Пожалуй, самые бесправные существа - дети. Родители под системой воспитания порой понимают систему приказов. И ставят ребёнка в объектную позицию, принимая решения за него, как ему лучше. Под предлогом, что ребёнок ничего не понимает и не надо потакать его капризам. Система воспитания в детсадах (за исключением Монтесссори детсада) и школ (за исключением Вальдорфовской педагогики) тоже построена на моральном насилии. И принятии решений за детей. И дети не могут выбрать учителей и изменить условия обучения. Они не подписывают никакой договор ни с кем, а обязаны подчиниться. По сути важно признать, что в современном обществе детей ставят в позицию объекта.

5. И раз мы все родом из детства, то для возвращения себе внутренней свободы, которая основа счастья, важно заново переосознать те отношения, в которые мы были втянуты. Проработать травматический детский опыт, найти в сердце прощение и благодарность как самому себе, так и другим. Или найти силы для борьбы, для творчества, для построения отношений свободы и любви. Для возможности услышать тихий голос своей интуиции и разрешить себе быть собой.

Вчера я задумалась над вопросом: почему все дети с рождения и примерно до 3х лет любят своих родителей безусловной любовью? А во взрослом состоянии эта способность безусловно любить у многих людей утрачивается? Мы словно теряем эту способность. Хотя священные писания и произведения искусства кричат о любви. Неужели безусловная любовь не помогает адаптации?  (по теории об эволюции те качества, которые помогают виду адаптироваться к реальности, передаются в генах. А те, которые не помогают, утрачиваются).
Что скажете?

Урок 3: о манипулировании и цивилизованном влиянии

На тренингах мне часто задают вопрос о том, что такое манипуляция. И чем, собственно она плоха, если она работает и помогает добиваться результатов?

Особенно эта тема актуальна среди руководителей в бизнесе и среди политиков. Хотя среди мамочек, воспитывающих своих детей, я тоже часто вижу манипуляцию. Бизнес-тренерам больше хочется развивать людей, а коучам - поддерживать. Здесь тема манипуляции реже встречается.

Мое субъективное мнение - манипуляция не ведёт к счастью, потому что источник наших решений - ум, эго, а не сердце и душа. Именно возможность жить и принимать решения душой, соприкасаться с душами других людей создаёт  чувство счастья. Девиз «Живи сам и дай жить другим» - вот дорога к частью.

Ну а как же цели? Ответственность за результат? Руководство людьми, особенно когда они саботируют цели?

Здесь я бы предложила осознать различия между манипуляцией и цивилизованным влиянием. Да, мы можем быть влиятельными людьми и при этом быть счастливыми и не манипулировать другими, позволяя им взять ответственность за их решения и выборы. Мы можем принимать людей такими, как они есть и при этом быть эффективными.

Итак, вот три критерия манипуляции.

1. При манипуляции мы относимся к человеку как к объекту (подробнее об этом в уроке номер 2), игнорируем его цели, ценности и мотивы. Проще говоря, мы пользуемся человеком как ресурсом для достижения собственных целей. При цивилизованном влиянии мы относимся к человеку как к субъекту, помним, что он свободен и может выбирать. В реализации своей цели мы учитываем мотивы, интересы и цели другого. И всегда держим в уме вариант, где он скажет нам «Нет», и мы его не будем удерживать.
2. При манипуляции мы даём человеку искажённую информацию. Мы можем обманывать, утаивать, смещать акценты, искажать информацию. Даже если нас спросят в лоб, мы никогда не расскажем о фактах, как они есть, а подадим их под тем соусом, который выгоден для нас. При цивилизованном влиянии мы подаём информацию чисто, без искажений. Мы имеем право не все говорить, но мы чётко обозначаем, во что мы посвятили человека, а что ему не рассказали. Человек понимает, как обстоят дела и какой именно информацией он не располагает. Таким образом мы не искажаем картину мира. Что очень важно для психики - отражать мир без искажений. Ибо это основа адаптации.
3. В манипуляции у нас нет отношений на равных. При силовых манипуляциях идёт подстройка сверху: мы выше/умнее/больше/сильнее. Мы подавляем человека, поэтому он вынужден согласиться. Либо используем подстройку снизу - просим, вызываем жалость и т д. При цивилизованном влиянии отношения равного с равным. Уважение к собеседнику, его свободе воли и его индивидуальности.

Почему же люди манипулируют? Манипуляция работает. Приносит результаты. Она есть в культурных кодах нашей цивилизации. Помогает создавать результаты за счёт использования друг друга.

Только вот счастья при этом не будет. Будут токсичные отношения. Будет высокое психологическое давление. Манипулятору все время приходится защищать завоёванное. Манипулятор не может расслабиться и быть собой. Ведь жертва манипуляции чувствует боль от суггестии и хочет освободиться. «Чую бесовщину, обосновать не могу»

На мой взгляд, именно манипулятор страдает от инфаркта и инсульта и умирает раньше срока, потому что жизнь в постоянном напряжении состаривает организм и бьет по здоровью.

Именно поэтому я приглашаю вас осознать законы манипуляции и заменить их партнерским общением и цивилизованным влиянием, если вы руководите другими и организуете работу большого количества людей.

Будьте счастливы!!

 

Жанна Завьялова, Эмоциональный интеллект, Каузальный интеллект

4 урок: нейро-физиологическая основа счастья

Что такое состояние счастья? Это невероятно ресурсное состояние наполненности, вдохновения, триумфа жизни. Когда хочу/могу/реализовано совпали.

Помимо ценностного компонента, в счастье есть эмоциональный компонент. И сегодня именно о нем пойдёт речь. Эмоции - это следствие гормонов, вброшенных в кровь.

Эмоции - это своего рода 6-ой сенсорный канал восприятия реальности (в дополнение к зрению, слуху, тактильным ощущениям, обонянию и вкусу).

Тело здесь, как локатор, улавливает мельчайшие изменения реальности и в общем виде через эмоцию сообщает человеку насколько опасна/безопасна окружающая его реальность. И когда древний человек жил в лесу/в саванне и т д., то под каждым кустом его мог поджидать крупный хищник, который охотился на человека. Хищника можно было не увидеть, не услышать, но тело-локатор через эмоции страха/гнева/паники сообщало человеку, что время дать деру или метнуть копьё.

Именно поэтому ради нашего выживания, как биологического вида, в наших генах закрепилась гормональная эмоциональная поведенческая  стресс-триада на все новое: адреналин-норадреналин-кортизол или гнев/страх/паника или бей/замри/беги.

Однако современный мир далёк от лесных джунглей. И давно вымерли все саблезубые тигры, да и преступность сильно снижается. Объективно нашим телам редко что угрожает. Поэтому данные реакции, которые мы храним в своих генах, в своей архетипической памяти и нейронной сетке мозга, устарели. Физическое нападение запрещено уголовным кодексом, а бегство или замирание в офисе или на улице выглядит весьма неадекватно. 

Но, как выявили нейрофизиологи в своих научных экспериментах, мозгу все равно, откуда идёт сингал: из внешней реальности, из памяти или из воображения. Он реагирует на все, активирует нейрогуморальную систему и заставляет вырабатываться стресс-гормонам в нашем теле. Вот почему мы чувствуем тревогу, опасения, раздражение, неудовлетворённость, а порой и панику даже в объективно безопасном мире. И вот почему гормоны мешают нам почувствовать счастье.

Что же делать?

Я занимаюсь этой темой с 2007 года и выработала рецепт счастья, который применяю сама и которым хочу поделиться с вами.

Важно переучить свой мозг. Создать в нем другую нейтронную сетку мозга. Чтобы он активировал при встрече с новым другие гормоны.

Есть так называемые гормоны циркадного ритма. И они влекут за собой другие эмоции и другое поведение:

1. Эндорфин - радость - принятие мира таким, как он есть
2. Допамин - удовольствие - удовлетворённость от хорошо сделанной работы
3. Окситоцин - любовь - забота о себе и ближних, идеальное сервисное поведение
4. Серотонин - ясность сознания и мышления - быстрое понимание новой информации на системном уровне
5. Мелатонин - дирижёр всего циркадного ритма - состояние баланса и благости, ощущение спокойной силы вне зависимости от происходящего.
И бонус от активации циркадного ритма: регенерация всего организма, омоложение, оздоровление, восстановление баланса обмена веществ + сияние глаз, чистая кожа и красота. Мы становимся чертовски привлекательными. 

Как перестроить свой мозг? Это как раз тема эмоционального интеллекта, которая так популярна. В интернете полно упражнений на эту тему. От себя дам следующий простой рецепт:

1. Принять решение, взять намерение «Я тренирую свой мозг в переключении со стресс-реакций на циркадный ритм»
2. Каждый раз при плохом настроении говорить себе: «Это всего лишь гормоны. Они поддерживают состояние не более 4 минут. А дальше я решаю, какую эмоцию чувствовать. И я выбираю радость, благость, умиротворение»
3. Сделать бабочку-самокоучинг: крест-накрест пересечённые руки положить ладонями вниз на свои плечи и попеременно постукивать ладонями по плечам в такт спокойному ритму сердца. Дышать без задержек дыхания.
4. Далее все своё внимание направить на дыхание и телесные ощущения. Дышать чуть медленнее и глубже, без пауз (когда мы задерживаем дыхание, мы задерживаем и эмоциональное состояние). Найти наиболее сильное ощущение в теле и представлять, как перламутровый свет при вдохе входит в эту часть тела, наполняет все тело, а при выдохе чуть более тёмный свет выходит через эту часть тела.
5. Осознанно выбрать созидательную позитивную мысль, описывающую вашу ситуацию. Для этого ответить на вопрос: «Если я - любимое дитя Вселенной, то какой подарок дарит мне мир через этот опыт?»
6. Поблагодарить своё тело и свой мозг за переключение в ресурсное состояние

Счастья вам! 

Эмоциональный интеллект, Жанна Завьялова, Каузальный интеллект, колесобаланса

Урок 5: Сансара или нирвана?

Сансара в переводе с санскрита означает колесо судьбы. Предопределённость событий по закону причинно-следственных Связей. Если человек хочет одного, а судьба преподносит ему совершенно другое, то такой человек несчастлив.

Ещё мудрость востока сообщает нам, что именно наши желания закручивают колесо судьбы и делают человека несчастным.

Нирвана - это выход из колеса Сансары и пребывание в высочайшем состоянии Сознания, которое даже круче счастья.

Так гласит древнейшая мудрость.

Возьмём современный метод коучинга «Колесо жизненного Баланса» и используем его, чтобы выйти из Сансары и пребывать в счастье.

Для этого даю вам не классическую технологию его использования (она как раз и погружает нас в Сансару, а модифицированную):

1. Нарисуйте на листе бумаги круг и разделите его на 8 частей
2. Спросите себя: «Какие сферы своей жизни я считаю важными для себя?», и подпишите каждый сектор круга названием важной для вас сферы жизни. Если их будет меньше 8, ничего страшного. Просто некоторые сектора круга останутся без названий. А если больше - то какие-то сектора поделите ещё пополам и тем самым увеличьте количество секторов. Подпишите их все важными для вас сферами жизни.
3. Теперь по каждому сектору задайте себе вопрос и ответьте на него: «Что важного и ценного для меня в этой сфере моей жизни уже произошло? За что я могу поблагодарить Вселенную?» - ответы кратко запишите в каждом секторе
4. Теперь посмотрите на получившееся колесо благодарностей вашей жизни и насладитесь собственным триумфом, счастьем.

В чем секрет упражнения? Если мы направим наше внимание на то, чего нам не хватает в каждой сфере жизни, то сразу попадём в пространство дефицита. Будем испытывать неудовлетворённость своей жизнью. У нас появятся желания, мы захотим действовать. И общество будет нас запрягать в свою телегу с помощью нашей мотивации неудовлетворённости. Это и есть Сансара.

Но как только мы направим наше внимание на то, что у нас уже есть важного и ценного в каждой сфере нашей жизни, мы тоже это увидим. И дальше именно благодарность позволит нам выйти из колеса Сансары и войти в счастье. А если мы поделимся с другими тем, что у нас в избытке, если будем заботиться о других живых существах, то счастье наше будет стабильным состоянием.

Будьте счастливы и применяйте колесо Баланса как колесо благодарности!

Жанна Завьялова, Эмоциональный интеллект, Каузальный интеллект, счастье

Урок 6. Индийская формула счастья

Я ездила в Индию постигать как устроен человек и как войти в просветление. Тогда этому учили людей со всего мира в Oneness University.

И хочу с вами поделиться простой формулой счастья, которую нам там дали.

Оказывается, если у человека открытое сердце, то оно посылает сигналы в мир. Словно такой биологический приёмник. И принимает сигналы. Не знаю, что индийские учителя подразумевали под словом «сердце» - реальное сердце или сердечную чакру Анахата.

Так вот, если наше сердце открыто, и мы при этом совершенно бескорыстно заботимся о другом человеке, а сердце другого человека тоже открыто, и он принимает искренне нашу заботу, тогда он будет чувствовать благодарность. И его благодарное сердце пошлёт особый сигнал в наше сердце. Наше сердце примет этот сигнал. И вот тогда мы почувствуем состояние счастья. Наше счастливое сердце тоже в ответ пошлёт сигнал. Сердце этого человека примет сигнал.И этот человек тоже станет счастливым.

Итак, для счастья надо как минимум два человека с открытым сердцем. И забота.

У меня был один знакомый мужчина. Он это отрицал, хотя тоже учился в Oneness University. Он говорил, что можно быть счастливым автономно, без людей. Что достаточно сесть в глубокую медитацию и просто войти в состояние счастья. Потому что это внутренняя категория, и зависит она не от сердца, а исключительно от работы мозга. Но мне это его утверждение казалось протестом и личностной защитой. Я верю индусам. Важно заботиться хотя бы об одном живом существе, чтобы жить в счастье.

А что скажете вы? Какая у вас формула счастья?

Жанна Завьялова, Эмоциональный интеллект, Каузальный интеллект, счастье

7 урок - об эмоциональных маятниках

А вы знали, что в психике человека существуют маятники?

Это такие особые программы, которые шатают нас, наши мысли, чувства, поведение по крайностям-противоположностям.

Простой пример эмоционального маятника радость-печаль. Если интенсивность переживаний не сильная, то проявляется это в смене настроения. А если перепады между состояниями мощные и захватывающие все психические процессы, то это уже маниакально-депрессивный психоз (это крайность, конечно.) или биполярное расстройство (в США это частый диагноз. Лечат его медикаментозно, хотя лучше всего помогает Развитие эмоционального интеллекта и овладение техниками саморегуляции).

Другой более интересный вариант маятника, это потребность то получать новые впечатления, то пребывать в стабильной хорошо знакомой реальности.

Или вот ещё: то потребность в публичности, то тяга к уединению (это уже мой маятник).

Или то привычка хвалить и боготворить тех, кого мы любим, то стремление их ругать, быть недовольными, предъявлять претензии и пытаться откорректировать их поведение. (Кому из вас знаком этот маятник? 🤪😉)

Мое мнение - важно знать свои маятники, чтобы они не мешали нам строить отношения со значимыми близкими людьми и не мешали быть эффективными в бизнесе, не мешали нашему счастью. Важно знать свои проявления на разных полярностях маятника. Иначе мы сами будем разрушать то, что создаем. В порыве того или иного крайнего состояния.

Счастье на мой субъективный взгляд - это не положительный полюс маятника, а баланс, нахождение Сознания за пределами маятника.

Человек гораздо больше своих состояний. Может их менять под задачу.

Хотите попробовать менять состояния? Осознать разные грани самого себя?

Если да, то важно овладеть техниками саморегуляции, практиковать их в обычной жизни. И помнить: биологическая эмоция держится всего 4 минуты. Дальше мы можем войти в баланс и счастье, если не будем заморачиваться, париться и делать глобальные выводы. Просто дышите и позвольте всему быть. И отпустите то, что уже случилось.

А если у вас есть хорошее чувство юмора, то любой маятник может быть поводом посмеяться. Кто может смеяться над собой, тот уже вышел из маятника. 🙃😊😉

 

Эмоциональный интеллект>>>

Каузальный интеллект>>>

 

 

© 2024. Каузальный интеллект